Учитель иностранных языков

 

Никонова Любовь Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никонова Любовь Ивановна –  учитель иностранных языков


МОУ «Колосковская средняя  общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.


Стаж педагогической работы – 36 лет


В данной должности – 36 лет


Имеющаяся категория – первая


Награждена значком «Отличник народного просвещения» (1985 г.) и грамотой Министерства просвещения РСФСР (1983 г.)

 

 

Анкетные данные

 

№ п/п

наименование

 

1

Фамилия имя отчество

Никонова Любовь Ивановна

2

Дата рождения

05.02.1951год.

3

Образование, какое учреждение закончил и год окончания

высшее, Белгородский государственный педагогический институт им. М.С. Ольминского, 1975г.

4

Место работы (полное наименование учреждения)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колосковская средняя общеобразовательная школа».

 

5

Должность

Учитель иностранных языков

6

Педагогическая нагрузка

Учебная нагрузка –25 часов в неделю.

 

7

Педагогический стаж

36 лет

8

Стаж в данной должности

36 лет

9

Наличие квалификационной категории

     1 - ая

10

Дата прохождения курсовой переподготовки и место прохождения

30.11.2010 -  09.12.2010г.

Г.Москва, центр дистанционного образования

 

 

         Квалификация и профессионализм:

         Использует новые технологии личностно-ориентированного обучения: проектный и поисковый методы, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.

         Владеет компьютером, использует интерактивные, коммуникативные технологии.

         Обобщен опыт работы областным институтом усовершенствования  по теме: «Активные формы обучения иностранному языку».

          2008 год - Обобщен опыт работы по ее теме по самообразованию  в рамках школы по теме: «Формирование устойчивого интереса к иностранному языку как путь личностного роста ученика».

         В 2009 – 2010 учебном году Никонова Л.И работает над изучением и внедрением в практику работы новых педагогических технологий, а именно занимается проектной методикой и «Портфолио» учащихся.

         Ведется раннее обучение иностранным языкам с 2005 года.

         Участие в олимпиадах – 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 годы – первые места по французскому и английскому языкам. (8 – 11 классы), 7-8 места по французскому языку на областной олимпиаде в 2008-2009 учебном году. (9-10 классы)первые места по французскому языку.

         2009 2011учебном году. (8, 10 Классы)первые места по французскому языку.

 

 

Результативность работы:

Результаты районных олимпиад: 

 

         2005 -2006 учебный год: Яцкина Дарья, 11 кл.– победитель районной олимпиады по английскому языку -  1 место, участница областной олимпиады,

первые места по французскому языку – Калинина Елена (9 класс), Самсонова Настя – 10 класс

         2006- 2007 учебный год: 1 место по французскому языку Калинина Елена,10кл.,победитель районной  олимпиады  по французскому языку,  участница областной олимпиады в2007году.

         Самсонова Настя,11кл.,победитель районной  олимпиады  по французскому языку, 1 место, 2007 год.

         Храпова Настя (8 класс), 1 место, 2007 год

         2007 -2008 учебный год: первые места по французскому языку (9 класс). Храпова Настя,

         Горбань Алина, 10 кл.,3 место по французскому языку.

         2008 -2009 учебный год:  Горбань Алина, 11 кл.,3 место по французскому языку.

         Храпова Настя, 9кл.,победитель районной  олимпиады  по французскому языку, 1 место.

         Степкина Надежда, 10 кл., 1 место по французскому языку.

         Лутохина Евгения , 9 кл. 2 место по французскому языку.

         2009 -  2010 учебный год: Храпова Настя, 10 класс, 2 место по французскому языку.

         Посохов Сергей, 8 класс, 3 место по французскому языку.

         2010 -  2011 учебный год: Храпова Настя, 11 класс, 3 место по французскому языку.

         Посохов Сергей, 9класс, 2 место по французскому языку.

 

Качество знаний учащихся за последние три года:

 

2007-2008 учебный год:  68, 3%

2008-2009 учебный год:  73 %

2009-2010 учебный год:  78 %

 

 

ФОТО ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

  

 

 Внеклассная работа

 

Итоги проведения недели иностранного языка

            Со 2 февраля по 8 февраля 2011 года проводилась неделя иностранного языка, целями которой было повторение и систематизация знаний учащихся по изученному материалу, развитие мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка, развитие творческих способностей учащихся, создание условий, предоставляющих учащимся возможность для проявления инициативы, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления) и рефлексивных умений по отношению к усвоенным знаниям, собственной деятельности;  воспитание культуры общения и поведения, уважительного отношения к проявлениям культуры изучаемого языка, толерантного отношения к другому мнению; организация общения в группе.

 

План проведения недели иностранного языка

 

Дата проведения занятия

Тема занятия

Участники

 

2.02.2011

Интегрированное внеклассное занятие на английском и немецком языках «Моя  будущая профессия»

 

10 класс

 

3.02.2011

Иностранные языки в жизни людей

5 - 7 классы

 

4.02.2011

Чтение. Разве это не замечательно? Викторина:  (Британская и российская литература)

 

6  - 8 классы

 

7.02.2011

Телемост «Москва – Париж - Лондон»

6 -8 классы

 

8.02.2011

 

Подведение итогов. Беседа : 8 февраля — День юного героя — антифашиста.

9 — 11 классы

 

            Все учащиеся приняли активное участие в проводимых мероприятиях.

Наибольшую активность на протяжении всей недели иностранного языка проявили учащиеся 6, 8, 9 классов, которые участвовали в двух внеклассных занятиях, посвященных 1) будущей профессии и 2)  британской и русской литературе.

Особый интерес учащиеся проявили при подготовке и проведении интегрированного внеклассного занятия на английском и немецком языках «Моя профессия», так как занятие проходило в необычной форме, у учащихся была возможность услышать два иностранных языка и сравнить профессиональную лексику на изучаемых языках. Представленное внеклассное занятие создавалось с опорой на межпредметные связи , вызвало большой  интерес у учащихся, проявлением которого была их высокая активность на протяжении всего занятия. Наибольшую заинтересованность учащиеся проявили при изучении рецептов русской и зарубежной кухни и знакомстве с традиционными русскими празднованиями с использованием элементов кулинарии. Успех занятия связан с его профессиональной направленностью, которая соответствует профессиональным намерениям учащихся, являясь основой их познавательных интересов и стимулом для возникновения коммуникативной мотивации.

Дискутируя на тему: «Чтение. Разве это не замечательно?», учащиеся  повторили информацию о творчестве британских и русских писателей и поэтов, говорили о различных литературных жанрах и своих предпочтениях при выборе книг, познакомились с произведениями Р. Бёрнса на английском и с их литературным переводом на русский язык, исполнили песни на стихи Р. Бёрнса на английском языке, обменялись мнениями о своих любимых писателях и поэтах.

            Учащиеся приняли участие во внеклассном мероприятии «Иностранные языки в жизни людей»: беседовали о роли иностранных языков в жизни современного человека, вспомнили те виды профессиональной деятельности, для успешного осуществления которых необходимо знание иностранного языка.

Телемост «Москва – Париж - Лондон» проводился с участием двух классов. Ребята соревновались в знании главных особенностей и достопримечательностей столиц Великобритании и России. Победителями стали учащиеся 8 класса, которые показали наилучшие знания по предложенным темам.

Никоновой Л.И. в настоящий период ведётся подготовка открытых внеклассных мероприятий в рамках проведения недели иностранного языка по следующим темам: творческий отчёт участников кружка «Эрудит» на тему: «Наша страна – Россия», видеоурок «Посещение Третьяковской галереи», презентация «Родная Белгородчина», игра «Кто хочет стать миллионером?» на материале страноведения, защита стенных газет «Моя будущая профессия». Как очевидно из представленных тем, преподаватель большое внимание уделяет также воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщения к духовным ценностям и осознания самобытности российского народа в рамках диалога культур изучаемого языка и своей родной страны.

 

3) Список творческих работ учащихся: Британская культура. Доклад по английскому языку. Яцкина Дарья, 11 класс.

1.      Британская литература. Презентация на английском языке, Прибытнова Юлия. 10 класс

2.      Британские праздники и традиции. Реферат по английскому языку.

3.      Валуйки. Презентация. Храпова Настя, 9 класс.

4.      Валуйки. Сочинение по английскому языку. Храпова Настя, 9 класс.

5.      Великобритания. Доклад по английскому языку. Борзенкова Лиана, 10 класс.

6.      Великобритания. Доклад по английскому языку. Навозенко Николай, 7 класс.

7.      Времена года в России. Проект по английскому языку. Годарь Катя, 7 класс

8.      Гляжу в озёра синие… Перевод песни на английский язык. Храпова Женя, 6 класс

9.      Добро пожаловать в Россию. Проект по английскому языку. Колесников Виктор, 7 класс.

10.  Добро пожаловать в Россию. Проект по английскому языку. Евтеева Анна, 7 класс

  11.    Творческие работы. Проекты по английскому языку:

  12.    Мое любимое животное. Степкина Надя, 7 класс.

  13.    Мой любимый мультфильм. Презентация на английском языке. Чекурова Алина, 6 класс.

14.    Моя деревня. Сочинение по английскому языку. Жерлицына Арина, 6 класс.

  Музыка в нашей жизни. Проект по французскому языку. Посохов Сережа, 8 класс.

   15.     Путешествия. Презентация на французском языке. Калачев Саша, 8 класс.

   16.     Моя будущая профессия. Алферов Алексей, 8 класс.

   Россия. Проект по французскому  языку. Посохов Сережа, 8 класс.

 

 

 Из опыта работы

Информация об опыте

 

Цель каждого учителя – заинтересовать детей своим предметом, вызвать желание овладеть им, постоянно поддерживать и повышать интерес к уроку, развивать творческие способности ученика, что создает условия для раскрытия личности ученика.

Существует ли самый лучший метод обучения  или подход к обучению  иностранным языкам в школе, которому надо было бы следовать всем учителям?

Традиционно сложилось так, что самым лучшим подходом всегда считался тот, который заложен в действующих учебниках, то есть официально принятый. И если учитель не отходит от канонов официальной методики, стало быть, этот учитель правильно и хорошо преподает. В последнее время эта схема решительно опровергнута. Вместо одного «самого лучшего метода» учителю дана полная свобода выбора метода работы. Пусть каждый учитель приходит к реализации целей обучения иностранным языкам своим методическим путем. Поэтому наиболее плодотворным и эффективным направлением в поиске рационального метода обучения является развитие индивидуальных технологий обучения.

Современная методическая наука знает немало систем обучения иностранному языку, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Самый эффективный метод обучения – в каждом учителе. Нужно только с помощью методической науки, новых инновационных  технологий  открыть его в себе. Поэтому Никонова Л.И. находится в постоянном творческом поиске новых методов работы, способствующих устойчивому интересу к иностранным языкам. 

Одной из важнейших задач обучения иностранному языку является формирование положительного отношения к изучению нового языка, к людям , говорящим на этом языке , их культуре, а также внутренней заинтересованности школьников в каждый этап урока. Все речевые действия уч-ся направлены на решение коммуникативных задач и реализацию определенных целей и мотивов общения. Учащиеся всегда должны четко представлять себе цель своего речевого действия  и то, ради чего они его выполняют. А создавать мотивы общения и позволяют ролевые игры, обучающие игры, речевые ситуации на уроке.

Эффективность обучения иностранному языку в школе складывается из многих составляющих, среди которых -  средствам обучения принадлежит одно из ведущих мест, так как использование их позволяет учителю формировать и развивать у учащихся речевые навыки и умения на изучаемом языке. У учителя имеется широкий выбор средств обучения (тексты для чтения, аудирования, серии сюжетных картинок, кинофрагменты). Кроме того, используются газеты, словари, справочная литература, различные тематические подборки в виде текстов и иллюстраций, технические средства обучения. Все это для того, чтобы на каждом уроке можно было создать учебные ситуации, активизировать речемыслительную деятельность учащихся на всех этапах урока.

Одним из распространенных средств развития познавательного интереса к изучаемому иностранному языку является использование ролевой игры. В игротеке Никоновой  Любови Ивановны собраны многочисленные игры для развития памяти, фонематического слуха, для усвоения лексического и грамматического материала. Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

Ролевая игра призвана развить потребности в познании и создать условия для её удовлетворения. В игре ученик может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности.

Ролевая игра включающая в себя проблемные вопросы, которые затрагивают личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. При решении в ситуации общения проблем «Как поступить ?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность.

Помогая создавать на уроке непринуждённую обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребёнка, ролевая  игра является той самой деятельностью, которая создаёт заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка . Она даёт возможность робким, неуверенным в себе школьникам говорить не боясь допустить ошибки. Именно ролевая игра создает равные условия для реализации общения. Регулярно используя ролевые игры на своих уроках, Любовь Ивановна пришла к выводу, что ученики начинают проявлять более глубокий интерес к изучению предмета. Показателем повышения интереса, а также активизации  их познавательной деятельности является то, что ученики сами начинают находить интересующую их информацию, самостоятельно стараются в ней разобраться и применить ее на практике.

На младшей ступени преподавания иностранного языка почти на каждом уроке учительница показывает мини – спектакль или мини – сказку, к детям приходят сказочные персонажи, « ожившие» игрушки и помогают им легко и непринужденно осваивать языковой материал. Процесс обучения становится увлекательным. Используя стихи, рифмовки, песенки, игры, фрагменты сказок, учитель составляет сценарии внеклассных мероприятий, на которые приглашаются ученики других классов и родители, которые помогают шить костюмы, изготавливать декорации, маски для персонажей. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми , проявляет заложенные в нем творческие возможности. Ученикам нравится исполнять роли в таких играх, как «В поликлинике», «В магазине», «У директора цирка».

Игры – драматизации «Репка», «Теремок», «Колобок» и другие вызывают большой интерес у детей.

Несложные по содержанию и фабуле, они составлены на основе лексического материала по темам: «Семья», «Игрушки», «Животные». Учительница разработала серию игр, которые можно применять на разных этапах урока.

Возможности использования телевизионных передач как опоры для организации ролевых игр на уроках иностранного языка создают естественный, увлекательный, знакомый фон для включения любого содержательного и языкового материала, придает игровой характер обычным учебным действиям.

Ролевая игра в форме телепередачи «Поле чудес» позволяет «вывести» ребят как в монологическую, так и в диалогическую форму речи, отрабатывать изучаемый материал по любой теме. Учительницей подготовлено несколько разработок таких уроков. С целью прочного запоминания слова она использует элементы игры, как: дает описание слова на французском языке, по данному описанию ученики должны догадаться , что это за слово, называет первую или другую по счету букву этого слова, загадывает слово и по описанию его ученики догадываются о значении слова.

Ролевая игра «Зов джунглей» предполагает сочетание разговорной практики с двигательной активностью. Урок – ролевая игра в форме данной передачи дает возможность детям потренироваться в употреблении фраз при изучении темы «Знакомство»:

--- Я – лев, мое имя – Таня, мне – 8 лет.

--- речевых образцов в процессе представления партнеров по игре: Это есть Коля. Коля есть тигр.

--- ответных реплик: Да, я есть Коля. Я – тигр, мне – 8 лет.

--- модальных глаголов в сочетании инфинитивом: Я могу прыгать, спать, есть, играть, танцевать, бегать и другие.

--- глаголов: жить, любить, иметь.

--- названия цветов.

Помимо этого учащиеся тренируются в аудировании команд и их выполнении. Содержание телепередач может стать базой для развития некоторых форм письменной речи, например: конкурса рекламных объявлений, где можно провести российским гражданам свой отпуск за рубежом, составление описаний отелей, кемпингов, гостиниц… Учитель решает задачу развития  устной речи, описывая место отдыха, свое путешествие, впечатления и мысли .Использование знакомых учащимся по содержанию и форме телепередач для организации ролевых игр позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на объяснение правил и условий игры, характеристику персонажей, постановку коммуникативных задач. Соответственно, учитель может больше времени уделить языковой подготовке учеников, повторить с ними необходимые слова и выражения для устного решения поставленных задач.

Любовь Ивановна – мастер по использованию различных символов, схем, опор, ситуативных картинок, которые она  широко применяет в обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Создание образно – символических форм, используемых в обучении лексики и грамматике (существительное – треугольник, глагол – круг, смысловой глагол – прямоугольник) имеет особое значение в раннем обучении иностранному языку, так как в первую очередь в  этом  возрасте выделяется и наиболее интенсивно развивается показатель наглядно – образного мышления.

Анализ закономерностей овладения знаковыми средствами в возрастном периоде был проведен Д. Б. Элькониным. А Е. И. Пассов сделал вывод, что при использовании  символов, жестов, опорных сигналов, картинок, на которых организуется деятельность детей с языковым материалом,  у учащихся  развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза, формируются языковые обобщения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем, правил, то есть совершенствуется мышление ребенка. Использование наглядности в данном случае не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой  лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Такая символическая наглядность помогает ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения и грамотно использовать их в речи.

Таким образом, умелое использование символов  позволяет логично и интересно раскрыть содержание темы урока, использовать усвоенный материал на уровне творческого применения.

Никонова Любовь Ивановна совершенствует свое мастерство, изучая и используя на уроках все инновации, которые печатаются на страницах журнала «Иностранные языки в школе». Она изучила опыт работы учителей французского языка – учителей года России в 2005 – 2010годах. 

Учитель использует в своей работе опыт Птах Валентины  Андреевны, учителя французского языка, которая применяет в своей работе методические приемы В. Ф. Шаталова при обучении иноязычной речи по программе  Донецкой лаборатории методов обучения НИИ педагогики Украины,  являлась слушателем  ее лекций и проводников ее опыта работы по опорным конспектам.

Также внедрила в практику работы опыт учительницы французского языка Бехтеевской средней школы Корочанского района Блошенко Валентины Васильевны (из опыта работы над устной речью).

Применяет интенсивную методику обучения иностранному языку Китайгородской Г.А., целью которой является активизация речевых навыков и умений общения через полилоги. Каждый полилог включает несколько разговорных тем, что дает учителю возможность варьировать и объединять материал по своему усмотрению. Полилоги охватывают все основные темы, связанные с жизнью старшеклассников. Главные герои полилогов – друзья по переписке: школьники и дети из разных стран, в которых говорят на изучаемом языке. В период всего интенсивного курса их роли играют ученики  вместе с учителем. Включены также тексты для чтения, которые знакомят учащихся с жизнью страны изучаемого языка, обучают чтению аутентичных текстов: реклам, инструкций, меню, телевизионных программ, газетных сообщений. Полилоги содержат также стихи, песни, шутки, пословицы, кроссворды. Специальный раздел обучает речевому этикету страны изучаемого языка.

Использует опыт зарубежной методики «Трамполин», основанный на лингвострановедческом подходе обучения иностранному языку.

Творчески работающего учителя отличает методическая грамотность, убежденность в эффективности осуществляемых или обучаемых действий, способность доказать целесообразность применяемых приемов обучения.

Использование ситуативных картинок на уроке предполагает большие возможности естественной коммуникации учащихся. Работа с картинками стимулирует ребят не только для говорения, но и для аудирования

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, учитель учитывает физиологические и психологические особенности детей , а также предусматривает такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока Любовь Ивановна включает зарядки – релаксации, целью которых является снижение напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к устойчивому интересу к предмету и усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем – то новым, необычным ( кадр фильма, аудиозапись).

Изучение языка не всегда продвигается так, как  хотелось бы. На промежуточном  уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом  является проектная работа. Ученику предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.  

К методу проектов сейчас обращаются многие учителя,  так как использование его в учебном процессе побуждает учащихся самостоятельно работать с разными источниками, что позволяет интегрировать их знания из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые цели.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранных языков путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Проект даёт возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовлении коллажей, афиш, объявлений, проведении интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картиной. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида или как члена проектной группы. Самое важное то, что ученик, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация. Именно эта технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, а так называемое «обучение в сотрудничестве» может входить в нее в качестве составляющей, хотя она также рассматривается как самостоятельная технология.

Обработка информации в целях ее презентации предполагает ее обобщение и развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблиц, схем, снабдить рисунками, фотографиями.

Проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности.

С целью привития интереса к изучаемому предмету и реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка Никонова Любовь Ивановна практикует интегрированные уроки. Так был проведен интегрированный урок литературы и французского языка в старших классах на материале философской сказки – повести Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».Творчеству Антуана де Сент Экзюпери в методической литературе посвящено немало работ, в том числе и сказка «Маленький принц». Во Франции она стала хрестоматийной почти  шестьдесят лет назад, и были годы, когда она выходила на первое место среди читаемых произведений. Сказке выпала честь быть всесторонне изучаемой и трактуемой на протяжении нескольких лет. Немало проблем пытается решить учитель, раскрывая ее идейно – художественный и философский смысл. Среди них – отношение к человеку и его назначению на Земле, к планете, на которой он живет, смысл жизни и проблемы гуманизма, подлинные и мнимые ценности человеческой жизни и многие другие.

Встреча с «Маленьким принцем» для учеников – это каждый год новая первая встреча, и от этой встречи зависит, какое место займут автор и его герои в их духовном мире, какие из исповедуемых автором жизненных ценностей станут их ориентирами в жизни. (См. разработку урока по сказке «Маленький принц».)

Никонова Л.И. также широко практикует уроки в форме круглого стола. Эта форма проведения урока очень популярна в учебном пособии «Синяя птица», в 7-8 классах. Эта интересная и увлекательная работа помогает учащимся проявить свою изобретательность, предприимчивость, творческие способности. Выступление учащегося во время «круглого стола» требует от учащегося большой наблюдательности, находчивости, способности концентрировать свое внимание, сообразительности, умения слушать товарищей, так как учащимся необходимо следить за ходом выступлений, корректировать свои реплики с учетом предыдущих высказываний, самостоятельно принимать решения.

В настоящее время на уроках иностранного языка широкое применение находит компьютер,  работа с применением Интернета. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что учитель обучает не основам наук, а речевой деятельности. Отсюда, основными видами деятельности должны быть не столько выполнение трансформационных упражнений, сколько дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме. При этом Интернет может в этом случае оказать чрезвычайно полезную услугу. Современные мультимедийные компьютеры обладают уникальными возможностями для обучения иностранному языку. Учитель использует информацию из Интернета, проводит уроки в компьютерном классе по имеющимся дискам из медиотеки по предмету.

Личностно – ориентированный подход к обучению в педагогике пробивает себе дорогу в жизнь такой новой технологией, как «Портфолио ученика».Любовь Ивановна сразу же внедрила данную технологию в практику своей работы. «Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплекс документов, самостоятельных работ ученика. Ученик по собственному выбору либо по заданию отбирает свое « досье », работы, выполненные  им самостоятельно на уроке (контрольная работа, тесты, сочинение), дома (домашние задания), на внеклассных мероприятиях: рефераты, доклады, проекты на иностранном языке. Отбор может производится в течении одной четверти, либо на промежутке всех лет обучения (например, творческие, письменные работы). «Портфолио» полностью отражает работу учащихся в области курса иностранного языка, демонстрирует умения ученика оперировать грамматическим и лексическим материалом для выражения собственных мыслей, решения проблемных заданий, владение коммуникативными умениями, а также его возможности к дальнейшему продвижению в области межкультурного общения и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура письменной речи – неотъемлемые качества портфеля.

И как результат работы учителя – это участие учащихся Никоновой Л.И. в районных и областных олимпиадах по английскому языку (Яцкина Даша –  9-11 классах 2007год), по французскому языку (Никонова Даша – 11 класс, Калинина Елена – 9-10 классы 2006-2008 годы), (Степкина Надя, Храпова Настя - 10-11 классы 2009-2011годы )– первые места в районных олимпиадах, шестое - седьмое место по французскому языку в областной олимпиаде.

 

Интегрированный урок французского языка и литературы. 9 класс

                  подготовила: Никонова Л.И.

Тема урока: «Все подвластно  лишь сердцу».

 

Цель урока: провести анализ сказки, исходя из взглядов на жизнь главного героя произведения; совершенствовать умение учащихся проводить литературоведческий и лингвистический разбор художественного текста; на примере образа Маленького Принца подвести учащихся к пониманию самого главного в жизни: необходимости философски – гуманного, ответственного отношения к жизни, ее ценностям, к окружающим близким людям.

 

          Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

  Ребята, на уроке вы будете переводчиками и актерами, литературоведами и языковедами, сказочниками и даже философами…Знание иностранного языка даст возможность услышать сказку на языке ее автора, что непременно поможет развитию языкового чутья. Нежность, мелодичность, изысканность, лиричность языка  станут хорошим подспорьем в раскрытии обаяния личности писателя и его литературных героев.

 Антуан де Сент Экзюпери – человек и писатель. Каким же он был ?

Какой хотел видеть писатель Планету? Сказка была написана в 1943 году, в годы Французского Сопртивления гитлеровскому фашизму. Кто же должен был услышать ее , кому она адресована? На что сподвигло   «зоркое сердце» писателя и военного летчика, усвоившего уроки войны? Как и всегда, требуется сохранять и возрождать человеческое в человеке, веру в будущее, делать ставку на красоту подвига и героизм, благородство и доброту, верность в дружбе и ответственность за близкого человека. Хотелось бы пожелать толерантности  и вашему сердцу.

2. Биографическая справка об Антуане де Сент Экзюпери.

   Antoine Marie – Roger de Saint – Exupéry est né à Lyon le 29 juin 1900. Il était le troisième enfant du comte Jean – Marie de Saint – Exupéry, inspecteur d’assurances et de Marie de Fons – Colombe. Le père d’ Antoine est mort à l’ âge de 40 ans, laissant cinq enfants à sa veuve.

Après la mort de son mari, M.me de  Saint – Exupéry est revenue à la Môle, chez sa mère, avec ses enfants.

Antoine était un enfant robuste et gai. Il était très curieux. A cette époque les premiers aéroplanes commençaient à s’élever dans le ciel de France. A quelques kilomètres de Saint – Maurice se trouvait un terrain d’ aviation. Antoine y allait parfois a la bicickette. La, il attendait qu’un avion prenne son vol. (демонстрация фотографий из биографии писателя)

3.Знакомство с Сент – Экзюпери – человеком в процессе работы над текстом.

Учитель: Ребята, может быть, из текста сказки вы сделали маленькие, но важные открытия об Экзюпери – человеке, писателе?

Ученик: Герой, повествователь в сказке, очень похож на автора. Мы узнаем, что в шестилетнем возрасте рассказчик показал взрослым рисунок, на котором был изображен удав, проглотивший слона. Взрослые же увидели на этом рисунке шляпу, не поняли юного художника. (Ученик читает отрывок из первой главы.)

Учитель: В течение урока мы будем вести необычную колонку «Хороших, добрых  слов».( На магнитную доску прикрепляется таблица: «Что соединяет  людей»).

По значению это « доброе выражение» близко к формулировке темы нашего урока. Почему в xx веке, веке технического и научного прогресса, веке  двух мировых войн, бессмысленной вражды двух лагерей, не технике и не науке, не политике, а «зоркому сердцу», «узам, соединяющим людей» придавал приоритетное значение Сент-Экзюпери?

 

Мы будем искать ответ на этот вопрос, размышляя над прочитанным. (Чтение отрывков из сказки и нахождение ответов по прочитанному.)

4.Сжатый пересказ сказки. (делает один из учеников на русском языке.)

5.Выборочный анализ глав сказки.

Учитель: Какие слова, выражения в прочитанном отрывке могут быть названы «добрыми»?

Ученик называет выражения «Не стоит сердиться», « Быть снисходительным», которые переводятся на французский язык, и табличка с этими выражениями прикрепляется на доску.

Учитель: Небольшая инсценировка напомнит вам о характере взаимоотношений Розы и Маленького Принца.   

( Ученики показывают инсценировку.)

Учитель: Выпишем в колонку «добрых слов» - Думать не только о  себе.

(Ученики показывают инсценировку на французском языке – встречу Лиса и Маленького Принца.)

Вопрос: Каков главный секрет Лиса?, Как надо приобретать друзей?

Ученик: « Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою Розу.

Учитель: Слова, входящие в понятие « Добрые слова»: узы, соединяющие людей, не стоит сердиться, быть снисходительным, рад был  ему служить, нежность, уметь любить, думать не только о себе, ты всегда  в ответе …, озаряла жизнь.

6.Защита рисунков учащихся по сказке.

7.Итог урока: « Что самое главное в жизни?»

8.Оценки за урок.

 

 

 

Конспект внеклассного занятия по английскому языку «Наша Родина»

 Учитель:: Никонова Л.И.

Цели: 1. Совершенствовать навыки чтения, аудирования текстов о своей родной стране, активизировать употребление лексики по теме «моя страна».

2. Развивать произвольное внимание и память учащихся.

3. Воспитывать учащихся в духе патриотизма, любви к своей Родине и уважения к её духовному и историческому наследию.

Оборудование: магнитофон, настенные плакаты с российской государственной символикой, портрет президента Российской Федерации, компьютер, компьютерная презентация «Россия», проекты учащихся.

 

 

Ход занятия

 

I.                   Организационный момент: Good afternoon, dear students and our guests! Today we are going to speak about our dear land, our country and motherland, Russia! We’ll speak about our geographical and national  peculiarities, habits and customs, and great Russian people.

II.                Презентация: Russia

III.             Выступления учащихся с сообщениями: The Russian Federation and its People

Student1.

Oh, Russia, I’m in love with you!

Remember, Russia, you are great

Not in the field of battles past

But in the green fields full of wheat

And forests, gardens, free of dust.

I love deeply, dear land,

Your hills and rivers, sand on strand

Your songs and dances, lakes and seas

Your beasts and fish, birds in trees.

Your sunrise in a splendid sight

Which gives me always such delight!

L.A. Khusainova

 

Student2.

Russia

         Russia is the largest countrу in the world. It covers an area of over 6.5 million square miles. Russia has eleven time zones; its population is 149 million people, 80 percent of which are ethnic Russians. Russia is a multinational state; over 100 nationalities live in it, each with its own language, culture and traditions.

 Russia became an independent state in 1991, now it is a member of the Commonwealth of Independent States, former Soviet republics.

         The capital of Russia is Moscow, its political, administrative, cultural and scientific centre.

         Russia is rich in raw materials and energy resources, which enabled the country to develop different industries. Russia has all kinds of surface – mountains, hills, lowlands, downs, plains and deserts. There are vast areas of forests in Siberia and the European North. The Urals are the Natural Boundary separating the European and Asian parts of the country. Other mountainous areas are the North Caucasus and Karelia in the northwest. The most important rivers are the Volga with its tributaries, the Ob, the Yenissey, the Irtysh and others. The Black Sea, the Caspian, the Azov and the Baltic Sea are not only water resources; their coasts are favorable for holiday-making.

         The climate of Russia is different in different parts. In the central European part it is continental, with frosts and snow in winter and hot summers. To the west of the centre and in the northwest the climate is raw and mild. In the southern areas there is hardly any snow in winter and summer may be very hot. The coldest areas are in the extreme North and in the northern part of Siberia.

         Russia is a unique country; it has a lot to be proud of, first of all – its people, famous scientists, musicians, artists, ballet school, its folk songs and dances. That `s why thousands of tourists from different parts of the world visit this country every year.

 

Student3.

Moscow

         Moscow is the capital of Russia. It is an ancient historical city. It was founded in 1147 by Russian prince Yuri Dolgoruki. Now Moscow is the fifth largest city in the world, its population is over 9 million people. Moscow is also one of the most beautiful cities in the world.

         The centre of Moscow is the Kremlin which was built on the left bank of the Moskva River. Among the historical monuments inside the Kremlin there is the Cannon Tsar, the Bell Tsar, made by Russian masters, the Armoury Chamber, the Archangel, the Assumption and the Annunciation Cathedrals.

         Visitors can find a lot of other places of interest in Moscow, such as the Moscow University area and the observation platform from which you can see a panorama of Moscow and all the monumental Buildings like the Ukraine Hotel, the Ministry of Foreign Affairs, the apartment house in Krasnaya Presnya and others. Arbat Street  is one of the most interesting streets in Moscow because you can see a lot of painters, musicians, poets there. There are also a lot of museums and popular art galleries in Moscow. The most famous and popular art museums are the Tretyakov Art Gallery and the Pushkin Fine Arts Museum.

         Moscow is the centre of political, cultural and educational life in Russia. There are a lot of theatres and concert halls in Moscow. The most popular theatres are the world-famous Bolshoi Theatre, the Maly Theatre, the Puppet Theatre named after Obraztsov, the Chaikovsky Concert Hall and others.

         There are over 50 institutes and universities in Moscow, among them Moscow State University named after Lomonossov, one of the first higher educational institutions in Russia.

         Moscow is growing day after day and is becoming more and more beautiful. Some old buildings are being repaired; a lot of new buildings appear in different districts of Moscow. Among the new sights that have appeared recently are the Monument in Poklonnaya Gora and the Cathedral of Christ the Saviour in the centre of Moscow.

         Of course, like all big cities, Moscow is a noisy city. The traffic is heavy both in the day time and at night. During rush hours buses, trolleybuses and trams are overcrowded, but Moscovites prefer to travel by the Metro which is the fastest and the most reliable means of transportation.

 

Student4

 

Russian Holidays and Traditions

         There are a lot of fine Russian holidays and traditions connected with them.  They are: New Years Day, Christmas, Russian Army` s Day, Easter, Women` s Day, May Day, Victory Day and many others.

         New Year ` s Day is one of the Russian popular holidays. People get ready for the holiday many days beforehand: they buy presents to each other, decorate a New Year ` s tree, read horoscopes for the coming year and try to follow their advice. They cook some special dishes and make a wonderful party. At night, at some minutes before 12 o ` clock the president of Russia makes a speech on TV. He speaks about the results of the year, makes a conclusion, congratulates Russian people with a fine holiday and wishes them a Happy New Year.

After that a party begins. Russians may celebrate this holiday at home, with their relatives, at cafes and restaurants. People enjoy making fireworks on this day.

         Christmas is a religious holiday. It symbolizes the birth of Jesus Christ. It appeals to the child in all of us. The central decoration for Christmas must be a tree and both grown-ups and children enjoy decorating it with toys and little coloured lights. People go to church and stay there for a service. After that they have a special Christmas meal: pies, stuffed ducks or geese and a lot of sweets. There is a tradition to give presents to children on this day.

         Russian Army ` s Day is celebrated on the 23rd of February. All men receive presents, cards, kisses on this day. There is a wonderful concert on TV and women in all the offices, schools, enterprises congratulate men and wish them all the best.

         Easter is another important Russian religious holiday. On this day Russians celebrate the resurrection of Jesus Christ. They cook paskas and kulichis, colour eggs and go to church. Easter is celebrated in April or May.

         Women ` s Day is celebrated on the 8th of March. On this day men try to do everything possible to make their mothers, girlfriends, sisters feel that they are special. It is a day of giving flowers, cards, presents and exchanging kisses.

         On the 1st of May the Russian people celebrate May Day. It is a day of solidarity of all working people. It is the official holiday, so, people do not go to work on this day, they stay with their families and friends, have parties.

          Victory Day is one of the most favourite Russian holidays. It is on the 9th of May. Russians honour their great heroes of the World War II. There is a military parade in almost every town. The highlight of the day is the military parade on the Red Square in Moscow. Millions of people in Russia and abroad watch it. It is a special day for Russian people. On this day we remember how courageous and faithful common people could be, how much they had loved their Motherland and how selflessly they had fought for its independence.

 

Student5

Russian Great People

 

Russian nature, spirits and genius come together in the greatest people of our land. Let’s pay tribute to a few of them. M. Lomonosov was one of them.

         He was a great thinker, leader of Russian science, a well-known enlightener; an inventor of many technologies, a poet, a translator, a historian.

         The first Russian University in Moscow was founded according to the project of M. Lomonosov. In 1940 the University was named in honour of him.

         “Lomonosov was the first university for us.” (A. Pushkin)

         V. Vernadsky developed the greatest theory of the XX century – biosphere, the environment which created us and which we represent.

         K. Timiryazev was an outstanding botanist. He wrote about evolution in nature. He devoted all his life to photosynthesis of plants.

         D. Mendeleev was the creator of his famous “Table of chemical elements”.

         A. Popov was the creator of radio. In 1895 he gave a working demonstration of the first radio receiver in the world and several months later he transmitted the radio message over a distance of 250 metres.

         They all founded their inventions on the great ideas of M. Lomonosov.

         The Cosmos has become a sphere for experiments of the XX century: K. Tsialkovsky, S. Korolev and other cosmos scientists who studied the Cosmos and gave the world the first flight round our dear and beautiful earth. We all know the courageous hero – Yury Gagarin.

         Glory to all of them dead and living!

IV. Выступления учащихся с сообщениями:      Seasons in Russia

1.                           Знакомство с отрывком произведения П.И. Чайковского «Времена года»

2.                           Демонстрация репродукций картин российских художников, изображавших разные времена года: Б. Кустодиева «Масленица», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Шишкина «Рожь», И.И. Левитана «Золотая осень».

3.                           Выступления учащихся.

 

 

Winter

    Look through the window. It is snowing. It always snows in winter. Winds are blowing. They blow every winter. The sun is not shining. Sometimes it shines all day long.

    Leafless trees and ever-green pines and fir-trees with heavy “caps” of snow decorate the landscape.

    And you? Do you like skating, skiing, making Snowmen, or some ether winter sports after a difficult school day?

    Imagine yourself warmly clothed sitting in a sledge and a fast horse is carrying you along a forest road. The gold sun is shining brightly. You are looking at the sky, at white and silver trees. Are you not very happy?

 

Spring

    It is one of the beloved seasons for many people. The air is fresh, the trees are light green, the days are long. Everybody likes to leave the house and breath different smells of the first flowers, trees and the ground. The snow is melting. Its white colour is losing its brightness and we enjoy ourselves with quickly running streams around us.

    Birds are making their nests; animals are clearing and building their shelters; insects are waking up and looking for food in the green gardens.

    It is time for the fruit trees to show themselves in their blossoming beauty.

    The weather is fine. It may rain and even snow.

    People work in their gardens. Planting and sowing keep them long in the gardens.

    Spring is a promising time for the old and the young.

 

Summer

    Its great fun. We enjoy every minute of the weather. We swim and get sun burnt, go to the forest and pick berries. We play sports, go hiking.

    Imagine, it is a rainy day and you are in a forest. You can find yourself under a branchy tree in the company of your dog and the insects. All are saving you from the water. We are all together, we feel the rain whispering to each of us something wonderful and comforting. We must be together. It’s God’s will.

 

Autumn

    It is the time for joy and quietness. We can still admire colourful trees: green, yellow, red. In September it is still warm, the sun shines, it doesn’t often rain and people don’t want to think of the coming winter. Autumn is the time to harvest a rich crop of fruit, vegetables and berries. We see birds flying away.

They are no longer singing. They are “packing”.

    September, 1 is called the Day of Knowledge in Russia. It is a great holiday for teachers, schoolchildren and their parents. Pupils come back to school full of new impressions about their summer holidays. How wonderful that we have all these seasons.

 

IV.             Выполнение тестовых заданий: How well do you know your country?

        

1. The full name of the country is

a) Russia                   b) The Russian Federation                 c) The Russian Republic

2. The capital city of Moscow is more than_______ years old.

a)  650                     b) 750                   c) 850

3. The population of Moscow is about

a) 6 million                b) 9million            c) 12 million

4. It takes _____ days to travel from Moscow to Vladivostok by train

a) 4                  b) 7             c) 10

5. The Urals cross the country from

a) north to south                 b) east to West               c) Novosibirsk to Magadan

6. The huge forests that cover southern Siberia are called

a) the tundra              b) the taiga            c)the steppe

7. Russia lies across_____ time zones.

a) 5                  b) 9            c) 11

 

Now let’s see the names of what traditional Russian dishes you can                                 explain to a foreign friend.        Try to find pairs.

Example: Schi – cabbage soup

Schi

Kasha

Blini

Borsch

Pelmeni

Okroshka

Cold kvass soup

Cabbage  and potato soup

Cereal

Pancakes

Cabbage soup

Dumplings

 

 

 

 

V.               Исполнение песни о России на английском языке (на мотив песни «Гляжусь в озёра синие»)

 

I look at your blue lakes and seas,

Pick flowers in the fields.

I call you: Russia, dear land,

The only one, indeed.

                       While speaking of the other world,

                          I say that you are the one.

                        The Russian name I’m here called

                        My glory’s just begun.

 

VI.            Рефлексия:

Today we have spoken about our dear motherland, Russian traditions and great people. I hope that you enjoyed yourselves. What are your impressions of the lesson? Are you proud of being Russian? What can Russian People be proud of?  (Possible answers:  We can be proud of our Country’s old traditions that make our nation special; our glorious history, our great people)

Our lesson could have another name. Please, what other name cold you suggest?

(Possible answers: “Our Country”, “Russia is Our Country”, “Our Motherland” and so on.)

   

    VII.     Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz