Открытое занятие школы активистов

 

 

 

 

 

Подготовила: Прихожаева Людмила Алексеевна, замдиректора по воспитательной работе

 

 

Занятие № 1

 

«Разбуди в себе лидера!»

   Цель занятия – создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.

Задачи: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

 

               1.   Приветствие «Я рад с вами общаться…».

 

В группу школы лидера входят дети из разных классов. Упражнение «Приветствие» мы проводим для того, чтобы дети поближе познакомились друг с другом.

 

Проведение: участники вместе с ведущим встают в круг, передавая из рук в руки предмет, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.

 

 

Если количество членов группы небольшое – мы проводим игру «Снежный ком»

Проводится игра «Снежный ком»

Ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен вожатый, назвав своё имя и мэром, какого класса он является. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и мэром, какого класса он является, далее называет своё имя и мэром какого класса он является. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд.

Ведущий: Вот мы и познакомились, теперь мы знаем, кто какой класс представляет.

 

               2.   Упражнение-разминка «Как я себя чувствую».

 

Как правило, сельские дети замкнуты. Упражнение-разминка «Как я себя чувствую» мы проводим с целью раскрепощения группы.

 

Проведение: члены группы становятся в круг. Один из участников выходит на середину круга выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Все остальные члены группы повторяют продемонстрированное действие и при этом говорят названное имя.

Своё самочувствие может выразить каждый участник.

 

               3.   Упражнение «Слепая геометрия».

 

Учитывая, что в группу школы лидера входят дети из разных классов, из разных сёл. Упражнение «Спая геометрия» мы проводим с целью сплочения группы.

 

Проведение: участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза.

- Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал).

Давайте обсудим наши действия. Что помогло справиться с заданием? Что мешало?

 

 

               4.   Сообщение темы, цели занятия. Обращается внимание на запись на доске «Капитан – рулевой – пассажир». Предлагается наметить для себя, к какому типу каждый относится.

Проведение: совместно вырабатываются правила группы, которые оформляются на плакате (лист ватмана, маркеры).

Ведущие под правилами расписываются, тем самым, символизируя их принятие.

 

               5.      Тест «Капитан – рулевой – пассажир»

Для определения принадлежности каждого участника группы к тому или иному типу мы проводим тест «Капитан – рулевой – пассажир».

Тест

 

1.  Я всегда чувствую ответственность за всё, что происходит в моей жизни.

2.  В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отношение ко мне.

3.  Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами неудач.

4.  Иногда мне кажется, что я родился под счастливой звездой.

5.  Я считаю, что неудачники сами виноваты в своих неудачах.

6.  Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

7.  Если я простужаюсь, предпочитаю, лечиться самостоятельно, не прибегая к помощи врача.

8.  Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые меня так раздражают в каком-либо человеке, виноваты другие люди.

9.  Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, кто не справляется со своими трудностями.

10.  Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня

11.  Если возникает конфликт, то я, размышляя, кто виноват, начинаю анализ с себя.

12.  Если черная кошка перебежит мне дорогу, я перехожу на другую сторону.

13. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным, уверенным и самостоятельным.

14.  Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.

15.  Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

 

Обработка результатов:

На 1,3, 5,7,9,11,13: да-10баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 0 баллов.

На 2,4,6,8,10,12,14,15: да - 0 баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 10 баллов.

 

От 100 до 150 баллов. Вы лидер, капитан собственной жизни. Вы чувствуете ответственность за всё, что с вами происходит, много берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг серьёзных жизненных проблем. Вы всегда видите перед собой цель и думаете над тем, как её достичь. Умеете подключить к решению важных для вас задач других людей. Что вы чувствуете в сложные периоды жизни, и что происходит в вашей душе – для окружающих всегда загадка.

От 50 до 99 баллов. Вы охотно становитесь рулевым, но можете при необходимости передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы всегда мыслите реалистично. Гибкость, рассудительность и четкость – в вашей натуре. Вы способны брать ответственность на себя в сложных ситуациях, когда нужно это сделать. Вы умеете жить в согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с собой.

49 баллов и меньше. Вы – пассажир на корабле этой жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря, что так сложились обстоятельства, судьба. В своих  трудностях обвиняете кого угодно, только не себя, потому что не желаете нести ни какой ответственности ни за что. Настоящая независимость кажется вам недостижимой. Тем не менее вы умеете мирно сосуществовать с другими людьми.

 

          6.           Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее»

- Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть героем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который способен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего.

   Видение будущего – это загадочный феномен. Лидер живёт будущим как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель – завоевание Италии – но при этом не видел преграды – горы Альпы – поэтому он смог добиться чего хотел.

   Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов доказал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание, как воспоминание о будущем. На этом феномене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно заглядывает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях  представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется  со сложной задачей.

   Перспектива должно быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели. (Ребятам задается вопрос о том,  есть ли у них цели и насколько они реалистичны.)

   Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать поражения, - все эти качества позволяют лидеру добивать успеха».

  

После информирования проводится совместное обсуждение.

 

 

И начинаем нашу работу, первый вопрос, который мы рассмотрим на нашем заседании “Что такое ученическое самоуправление?”

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Организация ученического самоуправления:

  1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
  2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
  3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
  4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
  5. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
  6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Через систему самоуправления вы сможете, социально определяется, и сформировать свой социальный опыт.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Мы считаем, что ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся — органу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами, ценностями, играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. А кто же должен организовывать работу ученического самоуправления, классного самоуправления?.... (Ответы ребят)

Да, конечно же, это самые активные, инициативные ребята. Одним словом - это Лидеры.

Ведущий: На втором этапе нашего заседания мы должны ответить на вопрос: “Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?”

(проводится игра “Лидер- это…”)

 

5 Работа в группах.

Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный портрет уверенного, неуверенного  и самоуверенного человека. По окончанию выполнения задания проходит обсуждения.

7.Упр. «Репортер»

Цель: развитие коммуникативных навыков, лучшее узнавание друг друга.

Все участники тренинга делятся на пары, в которой один – репортер, другой – лидер, дающий интервью для прессы. Критериями опроса являются: качества характера, поведение, интересы и увлечения, цели и устремления, пути достижения статуса лидера. Затем репортеры готовят сообщение об интервьюированном лидере.

 

8.Мозговой штурм

«Перед нами стоит цель – как стать успешным лидером – и необходимо выработать пути достижения этой цели, можно предлагать любые пришедшие на ум способы, реальные и нереальные» Затем выбираются наиболее приемлемые для нашей школы.

 

 

7. Упражнение «А у соседа – лучше»

 

Упражнение-игру «А у соседа – лучше» мы проводим с целью закрепления позитивного настроя на занятии.

Проведение: участники образуют круг, ведущий говорит слова и показывает движения, все остальные, ходя по кругу и всё повторяют: (можно под музыку)

-   «мои ушки хороши»

-   «мои плечи хороши»

-   «мои локти хороши»

-   «мои ладошки хороши»

-   «моя талия хороша»

-   «А у соседа – лучше!» (повторяется после каждых слов).

 

8. Рефлексия по занятию.

- Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент. 

 

ЦВЕТ  НАСТРОЕНИЯ или цветок

 

Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы классный руководитель и одноклассники ощущали вашу помощь, поддержку и активную работу в классе. Работа ученического (классного) самоуправления зависит от организованности актива класса с кем и ведет работу мэр класса. Следовательно, все зависит от вас!

Заканчивая наше заседание, хочу прочитать вам стихотворение.

Самоуправление!
Управляем сами.
Сами это значит
Четко понимаем,
Как добиться качества
В спорте и учебе,
Как досуг преобразить,
Как нам сделать, чтобы
Дело каждому нашлось
По душе, по нраву,
Чтоб по школе разнеслось:
Мы достойны права
Сами жизнью управлять
Ну, а за советом
Подходи к учителям!
Мы поможем в этом,
В этом деле не простом.
Но при всем при этом,
Пригодится вам потом
Управленье это!

По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.

 

Hosted by uCoz